Виртуальная справочная служба «Русский язык» 12+

ПОЛОЖЕНИЕ О ВИРТУАЛЬНОЙ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ СПРАВОЧНОЙ СЛУЖБЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК»

1. Общие положения

1.1. Виртуальная специализированная справочная служба «Русский язык» (далее - Служба) - информационно-образовательная сервисная справочная служба ТОГБУК «ТОУНБ», осуществляющая разовые запросы посетителей и удаленных пользователей библиотеки, связанных с изучением, закреплением, расширением знаний в области русского языка, литературы, культуры чтения;

1.2. Модератор Службы - Региональный центр доступа к информационным ресурсам Президентской библиотеки имени Б.Н. Ельцина;

1.3. Участники Службы – все возрастные категории пользователей, обратившиеся в службу и прошедшие процедуру регистрации, независимо от наличия читательского билета ТОГБУК «ТОУНБ»;

1.4. Операторы Службы «Русский язык» - ведущие ученые-филологи, аспиранты Института филологии ТГУ им. Г.Р. Державина, учителя русского языка и литературы МАОУ «Гимназия № 12 им. Г.Р. Державина», МАОУ СОШ № 9 г. Тамбова, библиотечные специалисты Регионального центра доступа к информационным ресурсам Президентской библиотеки имени Б.Н. Ельцина;

1.5. Программная поддержка Службы - Отдел информационных технологий ТОГБУК «ТОУНБ»;

1.6. Принципы организации Службы: доступность и бесплатность для всех пользователей; компетентность специалистов, работающих над выполнением запросов; оперативность выполнения запросов; обязательность выполнения всех принятых к работе запросов; конфиденциальность в отношении персональной информации и предоставляемых сведений согласно запросам; корректность взаимного общения.

1.7. Ресурсная база Службы: информационные ресурсы ТОГБУК «ТОУНБ», удаленные ресурсы — цифровой контент Президентской библиотеки имени Б.Н. Ельцина (профильная коллекция «Русский язык»), доступ к которому предоставляет Региональный центр Президентской библиотеки ТОГБУК «ТОУНБ»; электронные библиотеки и коллекции российских библиотек, мировая цифровая библиотека и европейская цифровая библиотека; ресурсная база Института филологии ТГУ им. Г.Р. Державина.

2. Основные цели и задачи Виртуальной специализированной справочной службы «Русский язык»

2.1. Основная цель Службы: создание в библиотеке креативного динамичного модуля по совершенствованию знаний в области русского языка, литературы, формирования культуры чтения;

2.2. Задачи Службы:

2.2.1. Смоделировать в библиотеке комфортную зону для свободного общения пользователей с компетентными специалистами библиотечной сферы, профессорско-преподавательским составом Института филологии ТГУ им. Г.Р. Державина, учителями русского языка и литературы МАОУ «Гимназия № 12 им. Г.Р. Державина», МАОУ СОШ № 9 г. Тамбова;

2.2.2. Создать Интернет-площадку Службы;

2.2.3. Освоить виртуальное пространство бытования русского языка посредством разработки путеводителя по справочным сайтам, обеспечивающим координационное обслуживание по вопросам словообразования, пунктуации, стилистики, орфологии, грамматики, фонетики, формирования культуры речи всех поколений;

2.2.4. Предоставить возможность совершенствования знаний по русскому языку всем категориям пользователей независимо от уровня компьютерной компетенции;

2.2.5. Организовать дистанционную форму информационно-образовательного взаимодействия пользователей и филологов;

2.2.6. Вовлечь молодежный актив в обсуждение проблем современного русского языка путем создания и формирования электронного реестра «Современный сленг молодежи»;

2.2.7. Расширить спектр информационно-образовательных и социальных услуг библиотеки.

3. Организация работы Виртуальной специализированной справочной службы «Русский язык»

3.1. Организация и порядок работы Службы осуществляется в соответствии с настоящим Положением;

3.2. Формат работы Службы:

1. Консультационная филологическая служба в диалоговом режиме (ЭЧЗ Регионального центра Президентской библиотеки);

2. Филологическая on-line приемная (общение с помощью скайп-технологий, в отдельных случаях применение режима видеотрансляции по ВКС);

3. Диспетчерская off-line;

3.3. Режим работы Консультационной филологической службы в диалоговом режиме и Филологической on-line приемной 2 дня в неделю с 12.00 до 19.00 ч. (по согласованию с операторами Службы); Режим работы Диспетческой off-line (круглосуточно). Прием запросов осуществляется с помощью e-mail: rcpl@tambovlib.ru;

3.4. Форма подачи заявки на обслуживание с помощью Службы: индивидуальная, коллективная;

3.5. Типы принимаемых запросов: любые вопросы, связанные с изучением русского языка или расширением кругозора в области языкознания, литературы, чтения; тематические запросы, не требующие сложного библиографического поиска, которые могут быть выполнены на основе имеющихся в ТОГБУК «ТОУНБ» традиционных и электронных информационных ресурсов; фактографические запросы; адресные запросы;

3.6. Выполнение запросов осуществляется посредством: - исчерпывающего консультирования компететными учеными-филологами и библиотечными специалистами; - предоставления библиографического списка (до 10 источников); - предоставления ссылок на источники в сети Интернет для самостоятельного извлечения информации; - предоставления сведений о наличии документов в библиотеке; - предоставления кратких сведений о конкретном событии (название, место проведения, дата); - уточнения данных о персоне; -определения термина и т.п. (с указанием источника информации).

3.7. Форму выполнения запроса пользователя / группы пользователей выбирает ответственный оператор Службы;

3.8. Технологическая карта работы Службы

3.8.1. Предварительный звонок-вызов оператора на линию;

3.8.2. Заполнение регистрационной карточки пользователя (в реальном / виртуальном режиме):

Дата обращения
Проблема / Интерес к теме, правилу / Сомнение / Вопрос / Уточнение
Обслуживающий оператор
Статус пользователя /пользователей
Возрастная категория пользователя / пользователей
Количество участников диалога (для коллективных обращений)
Пользователи с ограниченным возможностями здоровья
Причина / цель обращения в Службу
Формат полученной консультации (диалоговое общение, виртуальный режим, диспетчерская off-line)
Мнение о качестве предоставляемых услуг
Приглашение на дополнительную консультацию (дата, время)

3.8.3. Запись в ТОГБУК «ТОУНБ», регистрация в ИС Президентской библиотеки (по желанию);

3.8.4. Общение с оператором / операторами;

4. Основные ограничения

4.1. Количество выполняемых запросов одного пользователя / группы пользователей в течение одного обращения в Службу не может быть более пяти;

4.2. Не принимаются заявки на предоставление полного текста документа;

4.3. Отклоняются запросы: заданные некорректно; связанные с решением лингвистических задач; коммерческого характера (например, о ценах на образовательные услуги); развлекательного характера (решение кроссвордов, ответы на вопросы викторины и т.д.); требующие углубленного поиска, связанного с просмотром de visu большого количества источников.

5. Предлагаемые дополнительные услуги

5.1. Возможность самостоятельного поиска информации в электронном фонде Президентской библиотеки;

5.2. Возможность самостоятельного поиска информации в фонде ТОГБУК «ТОУНБ» с дежурным-консультантом;

5.3. Возможность самостоятельного поиска по ресурсам Интернет (при методическом сопровождении библиографа.